Электрооборудование
Бортовая сеть постоянного тока с номинальным напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и силовым агрегатом автомобиля, которые выполняют функцию второго провода.
При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигатёля — от генератора. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается. На «Логане» устанавливается необслуживаемая свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-70 А, с обратной полярностью («минусовой» вывод обращен к левому борту автомобиля, а оба вывода расположены ближе к ветровому стеклу). Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда составляет 70 А - ч. Аккумуляторная батарея — необслуживаемая, в ней нет пробок для определения плотности электролита и доливки дистиллированной воды. Степень зарядки батареи можно определить по цвету индикатора, вмонтированного в крышку батареи:
- зеленый цвет индикатора означает, что батарея заряжена;
- темный цвет индикатора — батарея частично разряжена;
- прозрачный или светло-желтый цвет индикатора свидетельствует о понижении уровня электролита сверх допустимого.
Аккумуляторная батарея
При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности (см. «Техника безопасности при обслуживании и ремонте»). В зависимости от комплектации на автомобиль устанавливают генераторы производства MELCO, VALEO или BOSCH. Генераторы MELKO (максимальный ток отдачи 70 А) устанавливают на автомобили без кондиционера и гидроусилителя рулевого управления, генераторы VALEO (максимальный ток отдачи 75 А) — на автомобили с гидроусилителем рулевого управления. На автомобилях, оборудованных гидроусилителем рулевого управления и кондиционером, применяются генераторы BOSCH (максимальный ток отдачи 98 А).
Привод генератора осуществляется поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. На автомобилях без гидроусилителя и кондиционера генератор установлен на двигателе сзади (по ходу движения автомобиля), на остальных автомобилях — спереди.
Все генераторы трехфазные, переменного тока, со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения . Вал якоря вращается в двух подшипниках, установленных в передней и задней крышках генератора. Снаружи на задней крышке (со стороны контактных колец) установлены выпрямительный блок и щеткодержатель с регулятором напряжения. Выпрямительный блок состоит из шести диодов — трех положительных и трех отрицательных. Выпрямительный блок и щеткодержатель закрыты пластмассовым кожухом. Для пуска двигателя на всех автомобилях применяется стартер MITSUBISHI модели М000Т45171 ZT. Стартер расположен на задней стороне двигателя и прикреплен
Генератор: 1 — вывод «В2+»; 2 — кожух; 3 — задняя крышка; 4 — стяжной болт; 5 — передняя крышка; 6 — шкив генератора; 7 — щеткодержатель с регулятором напряжения; 8 — разъем щеткодержателя
Щеткодержатель с регулятором напряжения: 1 — вывод «массы»; 2 — корпус щеткодержателя; 3 — регулятор напряжения; 4 — электрический разъем; 5 — вывод "+"; 6 — щетки
Стартер: 1 — шестерня привода; 2 — пе редняя крышка; 3 — тяговое реле
4 — управляющий вывод тягового реле
5 — контактные болты; 6 — задняя крышка; 7 — корпус стартера
тремя болтами к картеру сцепления.
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.
Вал якоря вращается в двух втулках, запрессованных в передней и задней крышках стартера. Корпус и крышки стянуты двумя болтами. На вале якоря установлена муфта свободного хода с приводной шестерней, которая может перемеш;аться по шлицам вала. Тяговое реле служит для ввода в зацепление шестерни привода с венцом маховика двигателя и включения гАтания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки (втягивающую и удерживающую) тягового реле, якорь реле втягивается и пластмассовым рычагом передвигает муфту свободного хода с приводной шестерней по шлицам вала якоря, вводя шестерню в зацепление с венцом маховика. При этом втягивающая обмотка тягового реле отключа-
Коммутационный блок
ется. После возвращения ключа в положение «зажигание» удерживающая обмотка обесточивается и под действием пружины приводная шестерня выходит из зацепления с маховиком. В систему освещения и сигнализации входят: две блок-фары, противотуманные фары (опция), повторители указателей поворотов, задние фонари, фонарь освещения номерного знака, дополнительный сигнал торможения, плафон освещения салона, плафон освещения багажника и два звуковых сигнала (высокого и низкого тона).
Блок-фара объединяет две секции. В одной секции установлена галогенная двухнитевая лампа Н4 головного света фары — ближнего и дальнего. В другой — лампы указателя поворота PY21W (оранжевого цвета) и габаритного света W5W. В противотуманных фарах установлены галогенные однонитевые лампы Н11. Задний фонарь включает секции ламп: сигнала торможения и габаритного света (двухнитевая лампа P21/5W), указателя поворота (лампа P21W), а также противотуманного света — в левом фонаре или света заднего хода — в правом (лампа P21W).
В салоне, слева под панелью приборов, установлен коммутационный блок. Этот блок является электронным блоком управления центральным замком, плафоном освещения салона, указателями поворотов, аварийной световой сигнализацией, прерывистым режимом работы
Блок-фара: 1 — гнездо патрона лампы габаритного света; 2 — патрон лампы указателя поворота; 3 — исполнительный механизм регулятора направления пучков света фар; 4 — винт регулировки пучка света фары в вертикальной плоскости; 5 — крышка гнезда лампы головного света; 6 — вентиляционный клапан; 7 — ручка регулировки пучка света фары в горизонтальной плоскости
Задний левый фонарь: 1 — шпилька крепления корпуса фонаря; 2 — корпус фонаря; 3 — комбинированная лампа сигнала торможения и габаритного света; 4 — держатель ламп; 5 — лампа указателя поворота; 6 — лампа противотуманного света
Плафон освещения салона: 1 — секция лампы освещения салона; 2 — переключатель лампы освещения салона; 3 — выключатель лампы направленного света; 4 — секция лампы направленного света
СПРАВКА
1. Регулятор напряжения Электронный блок, поддерживающий напряжение бортовой сети в заданных пределах независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя за счет изменения магнитного потока в обмотке ротора генератора.
2. Муфта свободного хода При включении стартера передает крутящий момент от вала якоря на шестерню стартера и далее — на венец маховика. После пуска маховик начинает вращать шестерню стартера с частотой, превышающей частоту вращения якоря, при этом частота вращения внутренней обоймы превышает частоту вращения наружной. При этом муфта разъединяет вал якоря и шестерню, в результате чего якорь стартера защищается от повреждения центробежными силами изза чрезмерной частоты вращения.
3. Плавкие предохранители
Предназначены для защиты электрических цепей и потребителей энергии от перегрузок и коротких замыканий. Предохранитель снабжен перемычкой, расплавляющейся при достижении током опасного значения.
4. Реле
Электромагнитное устройство, предназначенное для коммутации силовых цепей мощных потребителей электроэнергии автомобиля. Предохраняет от подгорания контакты выключателей потребителей электроэнергии. Повышает надежность их работы.
Электростеклоподъемник: 1 — направляющий ролик; 2 — ползун; 3 — трос; 4 — мотор-редуктор; 5 — барабан; 6 — направляющая
Катушка иммобилайзера
Электропривод замка двери
Очиститель ветрового стекла: 1 — поводок с осью рычага щетки; 3 — длинная тяга; 3 — кронштейн; 4 — мотор-редуктор; 5 — подушка крепления очистителя; 6 — короткая тяга
Насос омывателя ветрового стекла
очистителя ветрового стекла, реле обогрева заднего стекла, системой противоугонной блокировки запуска двигателя. Кроме того, коммутационный блок подает звуковой сигнал (зуммер), напоминающий о невыключенном наружном освещении при открытых дверях, и включает сигнализатор в комбинации приборов.
Часть автомобилей, в зависимости от комплектации, оборудуются электростеклоподъемниками либо передних, либо всех дверей. Мотор-редуктор стеклоподъемника состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока. Электродвигатель — реверсивный. На выходном вале редуктора установлен барабан с тросом. На тросе закреплен ползун, к которому двумя саморезами крепится стекло двери.
На часть автомобилей устанавливают систему блокировки замков дверей (центральный замок). Система предназначена для одновременной блокировки всех дверей при нажатии на клавишу выключателя, расположенного на консоли панели приборов, или с пульта дистанционного управления ключа зажигания. На замки всех дверей установлены электроприводы, которые присоединяются к рычагам блокировки замков. Часть автомобилей оборудована наружными зеркалами заднего вида с электроприводом и электрообогревом. Управляются оба зеркала регулятором электроприводов наружных зеркал, установленным на облицовке туннеля пола. Напряжение от переключателя подается на два электродвигателя, расположенных в корпусе зеркала. Один электродвигатель служит для поворота зеркала в вертикальной плоскости, а другой — в горизонтальной. На элемент обогрева зеркала напряжение подается от выключателя обогрева заднего стекла.
Очиститель ветрового стекла установлен слева под накладкой щитка передка. Очиститель состоит из мотор-редуктора, рычагов и щеток. Очиститель имеет три режима работы, они включаются ивавым подрулевым переключателем. Прерывистый режим работы очистителя обеспечивает коммутационный блок.
При неисправности мотор-редуктора его заменяют. Омыватель ветрового стекла состоит из полупрозрачного пластмассового бачка, электрического насоса, гибких шлангов и двух форсунок. Омыватель включается правым подрулевым переключателем. Бачок омывателя ветрового стекла установлен справа под накладкой щитка передка.
Пасос вставлен в бачок омывателя через резиновый уплотнитель. Неисправный насос заменяют. Форсунки установлены на капоте. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской. Все автомобили оборудованы противоугонной системой блокировки пуска двигателя — иммобилайзером. В состав иммобилайзера входят: коммутационный блок: катушка связи, установленная на выключателе зажигания; микросхема в ключе зажигания (транспондер) и сигнализатор состояния в комбинации приборов. Когда ключ вставляют в выключатель зажигания, катушка считывает код с микросхемы ключа и передает его в коммутационный блок.
Коммутационный блок сравнивает код ключа с кодом, храняпдимся в памяти блока. Если коды совпадают, блок посылает сигнал электронному блоку управления двигaтeлe^^ (ЭБУ), разрешающий пуск двигателя, — при этом сигнализатор б комбинации приборов гаснет. Если коды не совпадут, ЭБУ по сигналу коммутационного блока блокирует пуск двигателя, а сигнализатор в комбинации приборов будет постоянно и часто мигать. Система блокировки пуска двигателя включается автоматически, через несколько секунд после извлечения ключа из выключателя зажигания.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Мощные потребители (элемент обогрева заднего стекла, вентилятор отопителя, вентилятор системы охлаждения двигателя, кондиционер и другие) подключаются через реле. Все реле (кроме реле включения обогрева заднего стекла), силовые предохранители и предохранители системы управления двигателем установлены в монтажном блоке реле и предохранителей, расположенном в моторном отсеке слева, за аккумуляторной батареей. Остальные предохранители расположены в монтажном блоке предохранителей, установленном в салоне в левом торце панели приборов. Реле включения обогрева заднего стекла установлено на поперечной балке под панелью приборов.
Монтажный блок реле и предохранителей в моторном отсеке: F01-F09 — предохранители; К1-К8 — реле (назначение предохранителей и реле см. в таблицах 1 и 2)
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ MOHTАЖНОГО БЛОКА В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ
Обозначение предохранителя (номинальный ток, А) |
Защищаемые элементы |
F01 (60А) |
Цепи: электропитания замка зажигания и всех потребителей, запитываемых от замка; переключателя наружного освещения |
F02 (30 А) |
Силовая цепь реле КЗ вентилятора системы охлаждения (на автомобиле без кондиционера) |
FОЗ (25 А) |
Силовые цепи: реле К5 топливного насоса и катушки зажигания; главного реле К6 системы управления двигателем |
F04 (5 А) |
Цепи: постоянного электропитания ЭБУ системы управления двигателем; обмотки главного реле К6 системы управления двигателем |
F05 (15A) |
Не используется |
F06 (60 А) |
Цепь электропитания блока предохранителей в салоне |
F07 (40 А) |
Силовые цепи: реле К4 кондиционера; реле КЗ малой скорости вентилятора системы охлаждения (на автомобиле с кондиционером); реле К2 большой скорости вентилятора системы охлаждения (на автомобиле с кондиционером) |
F08 (50 А) и F09 (25 А) |
Цепи ЭБУ АБС |
РЕЛЕ МОНТАЖНОГО БЛОКА В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ
Обозначение |
Наименование |
Запитываемые потребители |
К1 |
Реле вентилятора отопителя |
Электродвигатель вентилятора отопителя |
К2 |
Реле большой скорости вентилятора системы охлаждения (для автомобиля с кондиционером) |
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения |
КЗ |
Реле малой скорости вентилятора системы охлаждения (для автомобиля с кондиционером) или реле вентилятора системы охлаждения (на автомобиле без кондиционера) |
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения (для автомобиля с кондиционером — через резистор) |
К4 |
Реле кондиционера |
Электромагнитная муфта компрессора кондиционера |
К5 |
Реле топливного насоса и катушки зажигания |
Топливный насос и катушка зажигания |
К6 |
Главное реле системы управления двигателем |
Датчик концентрации кислорода (цепь подогрева); датчик скорости; топливные форсунки; электромагнитный клапан продувки адсорбера; обмотки реле К2, КЗ, К4 |
К7 (опция) |
Реле насоса омывателя фар |
Насос омывателя фар |
К8 |
Реле противотуманных фар |
Лампы противотуманных фар |
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ МОНТАЖНОГО БЛОКА В САЛОНЕ
Обозначение предохранителя (номинальный ток, А) |
Защищаемые элементы |
F01 (20А) |
Цепи: очистителя ветрового стекла; обмотки реле обогрева заднего стекла |
F02 (5 А) |
Цепи: электропитания комбинации приборов; обмотки реле Кб топливного насоса и катушки зажигания; электропитания ЭБУ системы управления двигателем от замка зажигания |
FОЗ (20 А) |
Цепи: ламп сигналов торможения; лампы света заднего хода; омывателя ветрового стекла |
F04 (10А) |
Цепи: блока управления подушками безопасности; ламп указателей поворотов; диагностического разъема системы управления двигателем; катушки иммобилайзера |
F09 (10А) |
Цепи: лампы головного света левой блок-фары (ближний свет); сигнализатора включения ближнего света фар в комбинации приборов; насоса омывателя фар |
F10 (10А) |
Цепь лампы головного света правой блок-фары (ближний свет) |
F11 (10А) |
Цепи: лампы головного света левой блок-фары (дальний свет); сигнализатора включения дальнего света фар в комбинации приборов |
F12 (10А) |
Цепь лампы головного света правой блок-фары (дальний свет) |
F13 (ЗОА) и F14 (ЗОА) |
Цепи электростеклоподъемнико | | |