Сцепление
Элементы сцепления: 1 — нажимной диск с кожухом в сборе («корзина»); 2 — диафрагменная пружина: 3 — ступица ведомого диска; 4 — болт крепления корзины к маховику двигателя
Сцепление — однодисковое, сухое, с центральной диафрагменной пружиной. Расположено в алюминиевом картере, конструктивно объединенном с коробкой передач и прикрепленном к блоку цилиндров двигателя. Кожух сцепления соединен шестью болтами с маховиком двигателя. В маховик запрессованы три штифта, которые при установке сцепления входят в соответствуюш;ие отверстия кожуха, центрируя его. В кожухе установлена диафрагменная пружина . В трех точках кожух соединен упругими стальными пластинами с нажимным (ведуш;им) диском.
Этот узел (ещё его называют «корзиной» сцепления)в сборе балансируют на стенде, поэтому заменяют целиком. Замена «корзины» необходима при кольцевом износе лепестков диафрагменной пружины на глубину более 0,8 мм, а также в случае уменьшения усилия на педали при выключении сцепления (и, соответственно, увеличении рабочего хода), что указывает на большой износ поверхности нажимного диска или «осадку» пружины.
Ведомый диск с пружинным демпфером крутильных колебаний расположен на шлицах первичного вала коробки передач между маховиком и нажимным диском. Две фрикционные накладки диска приклепаны с обеих сторон к пружинной пластине, которая, в свою очередь, приклепана к одной из двух пластин демпфера. Между пластинами демпфера установлена ступица диска. В отверстиях ступицы и демпферных пластин установлены пружины демпфера. Демпферные пластины соединены тремя опорными пальцами. В ступице диска напротив опорных пальцев имеются вырезы, которые позволяют ступице поворачиваться в определенных пределах относительно пластин демпфера, сжимая при этом демп-
«Корзина» сцепления (нажимной диск с кожухом в сборе): 1 — кожух сцепления; 2 — нажимной диск; 3 — диафрагменная пружина; 4 — соединительная пластина
ферные пружины. Это позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии при трогании автомобиля и при переключении передач. Наружный диаметр ведомого диска для автомобиля с двигателем объемом 1,4 л равен 180 мм, с двигателем 1,6 л — 200 мм, толщина диска — 7,6 мм. Ведомый диск заменяют при его осевом биении в зоне фрикционных накладок более 0,5 мм, замасливании, растрескивании, задирах или неравномерном износе накладок, ослаблении заклепочных соединений, а также в том случае, если головки заклепок углублены от поверхности накладок менее чем на 0,2 мм. Привод сцепления — тросовый, беззазорный. Передний наконечник троса закреплен в вилке выключения сцепления, а задний наконечник — в держателе педали сцепления.
Передний наконечник — резьбовой, служит для регулировки привода выключения сцепления. Педаль сцепления установлена на оси в кронштейне педального узла. На этой же оси установлена возвратная пружина педали. Вилка поворачивается на шаровой опоре, установленной в картере сцепления. Между вилкой выключения сцепления и лепестками диафрагменной пружины установлен подшипник выключения сцепления. На муфте подшипника имеются два крючка, которыми он зацепляется за лапки вилки. Применена схема привода сцепления, при которой подшипник постоянно прижат к лепесткам диафрагменной пружины. Подшипник свободно перемещается по направляюш;ей втулке, запрессованной в картер сцепления. Выключение сцепления происходит следуюш,им образом. При нажатии педали сцепления трос поворачивает вилку выключения сцепления, которая перемещает подшипник по направляющей втулке. Подшипник давит на лепестки диафрагменной пружины. Пружина, деформируясь, перестает прижимать нажимной диск к маховику, при этом нажимной диск отходит от маховика, вследствие чего коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач могут вращаться независимо друг от друга. При отпускании педали сцепления подшипник возвращается в исходное положение, при этом диафрагменная пружина вновь начинает давить на нажимной диск, который, в свою очередь, прижимает ведомый диск к маховику — в результате передача крутящего момента возобновляется.
Ведомый диск сцепления: 1 — эаклепка фрикционной накладки; 2 — фрикцион ные накладки: 3 — пружинная пластине; 4 — опорный палец; 6 — ступица диска, 6 — пружина демпфера; 7 — пластина демпфера
Трос приводя сцепления: 1 — передний наконечник троса; 2 — передний наконечник оболочки троса; 3 — задний наконечник троса; 4 — задний наконечник оболочки троса; 5 — трое; 6 — резиновая опорная втулка
Элементы механизмов привода сцепления:
1 — картер сцепления; 2 — направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 3 подшипник выключения сцепления с муфтой в сборе; 4 — вилка выключения сцепления; 5 — грязезащитный чехол
Справка
1. Сцепление
Предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и их плавного соединения. Разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение —
после переключения передач и при трогании автомобиля с места. Во включенном состоянии сцепление передает крутящий момент от двигателя к коробке передач. Сцепление предохраняет агрегаты трансмиссии от возникающих динамических нагрузок.
2. Диафрагменная пружина
Отштампована из листовой пружинной стали. В свободном состоянии диафрагменная пружина имеет вид усеченного конуса с радиальными прорезями, идущими от внутреннего края пружины. Прорези пружины образуют восемнадцать лепестков, которые являются упругими выжимными рычажками. За счет упругости рычажков диафрагменная пружина создает более равномерное давление на нажимной диск сцепления и способствует более плавному включению и выключению сцепления.
3. Демпфер крутильных колебаний
Обеспечивает упругую связь между ведомым диском сцепления и первичным валом коробки передач. Гасит крутильные колебания,возникающие от динамических нагрузок в трансмиссии и неравномерной работы двигателя.
|